Понятия коллектив

К определению понятия коллектив в советской педагогике есть целый ряд подходов. Наиболее полно раскрывает это понятие: «Коллективом называется группа детей, имеющая единые общественно ценные цели, для достижения которых свои органы и организованный, воспитательный коллектив. Коллектив учащихся имеет довольно сложную структуру. Он состоит из общешкольного и ряда первичных коллективов. Первичные коллективы в школе довольно разнотипны — это и класс, и пионерский отряд, и ученическая бригада, и сводный разновозрастной отряд. Первичные коллективы через органы самоуправления, полномочных лиц связаны с общешкольным коллективом.
А. С. Макаренко придавал первичным коллективам первостепенное значение. В учреждениях А. С. Макаренко первичными коллективами были отряды из 10—15 человек. Первичный коллектив наименьшая по численности группа детей, составляющая часть общего коллектива. Коллективы наиболее эффективно осуществляют воспитательные функции при условии их тесной связи с общешкольным коллективом, при установлении тесных контактов с другими первичными коллективами. Такие контакты осуществляются через органы самоуправления.
В теории о детском коллективе выделяют и неформальная структура коллектива. Формальную структуру составляют первичные коллективы, ведущее место при этом занимает класс.
Стремление ребят к общению, к совместной деятельности в свободное от занятий время приводит к объединению школьников в малые группы. В таких группах наблюдается общность интересов, увлечений. Ребята в таких группах испытывают моральное и эмоциональное удовлетворение от общения с товарищами, к которым испытывают симпатию, которые им чем-то интересны. Ребята сообща учатся оценивать поступки людей, обсуждают просмотренные кинофильмы, формируют суждения об окружающей жизни. Такие называют малыми неформальными группами.
Неформальных групп в классном или другом первичном коллективе может быть несколько. В каждой такой группе имеются ребята — лидеры.

Метки:

Закрыто.