Сознательное усвоение

Сознательное усвоение очерченного выше круга элементарных научных, художественно-эстетических знаний, героического труда советских людей в социалистическом строительстве, их высокой коммунистической нравственности и есть основной путь формирования у детей и подростков основ научного мировоззрения.
Большое образовательное и воспитательное значение имеют при этом рассказы о больших научных открытиях, о жизни замечательных людей, о деятельности крупных ученых. Привлекается материал из истории и современной жизни. Конечно, речь идет о материале, доступном детям и подросткам и по содержанию, и по форме, способном вызвать у них познавательный интерес и создать проблемную ситуацию. Задача учителя любого класса, классного руководителя состоит в том, чтобы удовлетворить интерес детей в ответах на них. Вопросы о событиях в мире науки и техники и о политических событиях. Эти вопросы у детей и подростков возникают постоянно в повседневной жизни: они слышат о последних новостях по радио и телевидению, просматривают газеты и журналы, многое узнают от общения со старшими. В этот стихийный поток знаний педагог вносит правдивое освещение, комментирует их с нужных, научных позиций.
В формировании мировоззрения особенно велика роль искусства, как музыки, так и литературы: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу».
Педагогическое руководство чтением детей и подростков должно быть направлено на то, чтобы дети как можно яснее, ярче воспринимали образы людей, изображаемых писателем, испытывали волнение, знакомясь с поступками героев, переживали бы содержание произведения и сердцем и умом. Литературные произведения должны побуждать детей бороться со злом, творить добро, т. е. действовать в жизни в соответствии с благородными целями, зовущими к борьбе за правду и справедливость. Помогают воспитывать коммунистическое мировоззрение кинофильмы, картины художников.
Огромное впечатление на детей и подростков, на их чувства и мысли производят личные встречи и беседы с людьми, которые в своей деятельности неуклонно следовали своим твердым убеждениям в любых трудных условиях, активно действовали в революционной борьбе, на военных фронтах, на различных участках производственной работы. Так как коммунистическое мировоззрение есть мировоззрение действенное, то формирование его предполагает непременно уже и на начальной ступени связи взглядов и убеждений с поступками, с поведением учащихся. Пусть школьники привыкнут к тому, что если они усвоили правильный взгляд по какому-то вопросу, то они в своем собственном поведении должны следовать этому взгляду. Можно лишь тогда считать, что ученик понял, как важна честность, когда он сам во всем старается быть честным, включая и такие случаи, когда он сам честно признает свою вину, если совершил плохой поступок. Действенность мировоззрения предполагает. Активную борьбу за то, чтобы нравственным позициям следовали и окружающие взрослые, и члены семьи ученика.

Метки:

Закрыто.