Бесстрастно обличая духовенство

Бесстрастно обличая духовенство и церковь, М. П. Мусоргский показал неприглядную картину религиозно-церковного мира. Гениальная музыкальная драма это потрясающе правдивое и страстное изображение религиозного изуверства, несущего народу ложь, смерть и нечеловеческие страдания. В «Борисе Годунове» католическая церковь представлена как извечный враг России и русских людей. В лице иезуитов в опере выведены на сцену кровожадные захватчики и грабители в сутанах, «волки», опустошающие и оскверняющие русскую землю. Народ ненавидит их. На осину таков его приговор. Типичный католический священник, политикан и лицемер кардинал (действительная историческая личность, фанатик и грозный деспот), богато одаренная великодушная раскольница Марфа, жертва беспросветного религиозного фанатизма,— все они охарактеризованы безошибочно найденной, точной и острой интонацией. Наглядное представление и идеи Мусоргского неразрывно связаны между собой. И это, прежде всего потому, что «…без «человеческих эмоций»,— как писал В. И. Ленин в рецензии на издание Н. А. Рубакина «Среди книг»,— никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».
Идеи, воплощенные в музыке, соединяются в сознании учащихся-с конкретным историческим материалом. Нагляднее предстают и такие идеи, которые раскрывают, какой была наша страна до Великой Октябрьской социалистической революции, когда рабочие и крестьяне находились под гнетом помещиков и царского самодержавия, и как они боролись с поработителями и угнетателями.
Утверждение социализма, социалистическое строительство ярко отражено в музыке советских композиторов. С огромным энтузиазмом взялся в 1933 г. И. О. Дунаевский за написание музыки к кинофильму «Веселые ребята» и песни «Марш веселых ребят». Этот марш и сегодня звучит гимном молодежи, которая, дерзая, шагает вперед, покоряет пространство и время. В словах этого марша оптимизм, уверенность в своих дерзаниях.
Успех в хозяйственном культурном строительстве и — сплоченность всего народа вокруг КПСС обусловили победу Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Сорок первый год разделил жизнь страны и народа на две эпохи: «до войны», т. е. до 22 нюня, и «во время войны», когда с оружием в руках уходили фронт коммунисты. В первые дни боев с фашистами В. И. Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», а композитор А. В. Александров написал на нее музыку. Песня эта была совершенно необходима в те грозные дни. С песней «Священная война» колонны советских солдат по фронтовым дорогам, защищая свою Родину.

Метки:

Закрыто.