Бетховен

Бетховен предстанет перед школьниками, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Раскрывая вопросы мировоззрения и особенно элементы критического отношения к религии в музыке Бетховена, которой восхищался В. И. Ленин, следует сказать о его творчестве словами самого композитора, считавшего, что его музыка призвана «высекать огонь из мужественных сердец». Возвышать и очищать душу, вести слушателей от мрака к свету, от зла к добру, от рабства к свободе — таков путь, совершаемый бетховенским героем, гражданином мира, народным трибуном, идущим во главе масс. Даже в трагическом «Завещании», созданном в порыве отчаяния перед надвигающейся глухотой, нет никакого смирения, нет обращения к высшим силам, к богу, а есть глубокая и протестующая скорбь. Воспитывая на произведениях искусства, в частности музыки, надо помнить, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание личности человека. Музыка передает чувства, мысли, все оттенки души человеческой, ока уводит учащихся в зимний лес («Проводы зимы», музыка Н. Рим, слова И. Устюжанина), зовет на весеннюю лужайку («На весеннем лугу», русская народная песня. I класс), знакомит с многообразием животного мира: птицами, животными, I заставляет волноваться за судьбу мужественного патриота Ивана Сусанина и молодого парня — комсомольца-орленка, рассказывает! о бесстрашии героев Великого Октября и о революционных во Франции, о том, как советский народ боролся с, и о борьбе народов Африки за свою свободу и независимость. Как видим, музыка воспитывает у ребят патриотические чувства, бесстрашие, смелость, объективное отношение к жизни.
Для атеистического воспитания школьников яркий материал дает и творчество народов. Многие учителя проводят занятия, на которых читают и обсуждают произведения народного творчества и художественные произведения с атеистическим содержанием, чтение вслух учителя сопровождают показом картин, кинофильмов, диапозитивов, рисунков. Целесообразно перед чтением давать учащимся так называемые опорные вопросы или задания, назначение которых — помочь детям и подросткам сосредоточить свое внимание на главном. Явления искусства лучше всего познаются в сравнении. Сопоставляя судьбы музыкального искусства и условия жизни и творчества музыкантов, педагог не может не раскрывать их глубокого различия. Особо подчеркивает социальные условия, изменившееся отношение народных масс к искусству музыки. Эти различия показываются на примере краткой творческой биографии С. С. Прокофьева (1891—1953), И. О. Дунаевского (1900—1955), А. И. Хачатуряна (1903—1978). Здесь педагог ведет разговор с учащимися о советской массовой песне,— это качественно новый жанр в многовековой истории песенного искусства. С. С. Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже — как композитор, развивающий патриотические традиции «Ивана Сусанина» («Александр Невский»). Воспользовавшись известным сюжетом комедии Р. Шеридана «Обручение в монастыре», С. С. Прокофьев (1940) в восьмой картине оперы «Дуэнья» нарисовал великолепную сатирическую картину разгульных нравов католического монашества и со свойственным ему остроумием виртуозно применил в этом плане прием пародирования благочестивых богослужебных напевов, направленных против канонов церкви, ее религиозной морали и религиозного миропонимания.

Метки:

Закрыто.