Типы и структура урока

Типы и структура урока. Усвоение знаний, формирование умений и навыков на уроке — сложный, противоречивый процесс. Возникают различные задачи, пути, способы и формы изучения учебного материала, что приводит к многообразию видов урока, к различным его вариантам.
Наиболее распространена, целесообразна и полезна классификация урока в зависимости от дидактических целей изучения учебного материала. На этой основе уроки подразделяются на следующие типы: урок объяснения учебного материала, урок формирования и закрепления знаний и навыков, урок обобщения, повторения, урок контроля, проверки и оценки знаний учащихся, комбинированный урок.
Бывают и другие виды учебных занятий, которые трудно включить в предлагаемую классификацию, например занятия на пришкольном участке, экскурсии.
Каждый тип урока имеет определенную структуру. К основным структурным компонентам относятся следующие:
1. Организация начала урока, выражающаяся в подготовке школьников к учебной работе на уроке. Этот момент характерен для всех- типов урока. В начале урока (или перед уроком) дети достают учебники, тетради, ручки, карандаши, готовят рабочее место. Убирают с парты все ненужное и оставляют необходимое. Раскладывают учебные принадлежности в определенном порядке, проверяют готовность к работе. Ответственное отношение учителя к этому этапу урока помогает создать деловую рабочую обстановку, которая обеспечивает успех всего урока. При подготовке школьников к уроку учитель должен выглядеть особенно требовательным, серьезным и дисциплинированным, не допускать многословия и излишних наставлений, раздражительности и нервозности. Дети отражают волевую сосредоточенность учителя, его озабоченность уроком и становятся послушными.
2. Постановка задач урока. Задачи урока подразделяются на образовательные, воспитательные, развивающие. Под первыми имеется в виду процесс овладения программным материалом. Образовательная задача определяет наиболее конкретно ту часть, порцию знаний, практическую или теоретическую, которая должна быть сформирована у ученика на уроке.
Воспитательные задачи помогают конкретно на уроке реализовать воспитывающее влияние содержания и организации обучения в формировании идейно-политических, моральных, волевых, чувственно-эмоциональных, эстетических, физических качеств школьника. Воспитательные задачи реализуются в системе уроков и целесообразнее их определять при изучении отдельных тем.
Развивающие задачи урока связаны с формированием логических операций и приемов, суждений и умозаключений, познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала. Развивающие задачи также реализуются в системе уроков.
3. Подготовка к усвоению нового материала: проверка ранее усвоенного материала при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.
4. Объяснение нового учебного материала.
5. Закрепление.
6. Повторение.
7. Проверка результатов и подведение итогов урока.
8. Учебное задание на дом (если запланировано) и краткая инструкция о том, как его выполнить. Такой инструктаж особенно необходим в начальных классах, когда дети еще не научились самостоятельно работать дома.

Метки:

Один комментарий к “Типы и структура урока”

  1. George:

    Шикардос