С помощью наказания

С помощью наказания разрешается противоречие, которое возникай неприятия", коллектива отдельными учащимися. "Разрешение этих противоречии строится гуманистической основе. Кроме того, при использовании наказания педагог всегда опирается на все положительное, что есть в ребенке.
А. С. Макаренко считал, что наказание не должно приносить ребенку ни физических, ни нравственных страданий. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что в идеале воспитание должно осуществляться вообще без наказа ни, без окриков, угроз, без повышения голоса. Но уж если приходится прибегать к осуждению, то в его выражении надо быть осторожным. «И делать это надо так, чтобы человек представал перед вами с открытым сердцем, не замкнулся, не ощетинился, не увидел в ваших горьких словах предубеждения, раздражительности, озлобления. Если бы меня спросили, какая в нашей сложной профессии самая сокровенная тайна, от овладения которой зависит способность властвовать над умами и сердцами, я бы ответил: умение воспитывать у своих питомцев определенное отношение к моему неодобрению. Своим осуждением, неодобрением вы должны пробудить в своем питомце нетерпимость к злу в самом себе...»1. В этих словах В. А. Сухому и некого уже содержатся определенные педагогические требования к использованию наказания в школе. К таким требованиям следует отвести, прежде всего, высокую педагогическую культуру воспитателя. Другое, не менее важное педагогическое условие — умение учителя без лишних эмоций, а тем более раздражительности разобраться в возникшей ситуации и только тогда принимать определенное решение. Данный метод требует также индивидуального подхода к ребенку, учета его возрастных особенностей. При использовании следует положение, которое в, обстановку
наказания очень важно опираться на общественное мнение коллектива, если сформировано и воспитатель твердо убежден, что коллектив примет правильное решение. Само обсуждение поступка товарищами по классу, октябрятской звездочке, пионерскому отряду уже является для ребенка наказанием и поэтому часто нет необходимости наказывать школьника дополнительно после такого обсуждения.
Вопрос о наказании как методе воспитания рассматривается в советской педагогике с момента становления нового типа. Виды наказаний в нашей школе (осуждение, замечание, неодобрение) вряд ли можно связывать с пониманием метода наказания в старой и современной буржуазной школе. Наказание, как метод коммунистического воспитания обращено к тому положительному, что уже есть в ребенке, и оно используется как особая форма предъявления требований к школьнику или коллективу учащихся.

Метки:

Закрыто.