Наглядные методы

Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое л наглядное пособие поясняется, анализируется. Поэтому наглядные методы — и объяснение, и самостоятельное изучение, но с наглядных средств. Опора на чувственные образы, на «ощущение и восприятие ученика при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. К практическим методам обучения относятся методы, с процессом формирования и совершенствования умений и навыков у школьников. Основной деятельностью учащихся на уроке практических заданий. К этим методам относятся письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды, самостоятельных работ.
Методы обучения могут классифицироваться соотношения модели и оригинала в учебном процессе. Учебный материал представляет собой систему учебных моделей (тексты, схемы, формулы и др.), в которых отражены реальные объекты окружающей действительности. Обучение может быть сосредоточено преимущественно на учебных моделях, либо на реальных объектах действительности (оригиналах), либо на связи учебного материала с окружающими ребенка природными и социальными явлениями.
Это приводит к выделению трех групп методов: 1) методы изучения оригинала, 2) методы изучения модели, 3) методы изучения связи модели с оригиналом.
К первой группе относятся методы непосредственного изучения объекта в. реальных условиях. Учебные занятия в природе наиболее соответствуют этой группе методов. Например, песня «Во поле береза стояла» разучивается непосредственно у растущих на опушке леса берез. Такое занятие было проведено с детьми шестилетнего возраста музыкальным работником детсада X» 969 Москвы Н. Н. Антоновой. После беседы о березе как дереве, символизирующем любовь человека к родному краю, дети прослушали мелодию в исполнении учителя на рожке, дудке, затем исполнили песню с соответствующими хороводными движениями. Дети с интересом рассказывали об этом занятии товарищам, воспитателям и родителям.
Учебные занятия в природе связывают представления реального объекта с определенной идеей, выделяют в объекте те черты, свойства, связи, которые будут изучаться в учебном предмете. Так формируется эстетическое отношение к наблюдаемым явлениям природы и к песне.
Ко второй группе относятся методы изучения учебного материала, выраженного в учебниках и книгах. Эти методы наиболее разработаны в теории и практике обучения, поскольку связаны с овладением школьниками программного материала. В этих методах преимущественное значение имеет абстрактное познание, которое позволяет усвоить теорию, теоретические зависимости и положения, формулы, правила, схемы, например изучение нотной грамоты.

Метки:

Закрыто.