Третья группа методов

Третья группа методов характеризует связь учебного материала с представлениями реальных предметов, явлений, событий, с жизненным опытом ученика. Например, дети изучают песню Шуберта «Форель» из цикла «Прекрасная мельничиха». Связывая содержание песни с представлениями ученика о том, как он сам ловил рыбу или наблюдал за рыбками, как радовался каждой пойманной рыбешке, педагог постепенно подводит к мысли, что в песне выражены совсем другие чувства и переживания. Какие? Почему пойманная форель вызывает печаль? Если у детей не возникнут подобные вопросы, смысл песни остается недоступным, а потому не формируется эстетическое отношение к явлениям природы, отраженным в песне.
Характеристика отдельных методов обучения. Беседа — очень распространенный способ обучения, который можно применять на любом этапе урока с различными учебными целями: при проверке домашних и самостоятельных работ, объяснении нового материала, закреплении и повторении, подведении итогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседу проводят в тех случаях, когда есть основания для беседы, т. е. учащиеся имеют некоторые сведения и знания об изучаемом материале. Беседа позволяет связать изучаемый материал с личным опытом
. Учитель имеет хорошую обратную связь. По вопросам и ответам ученика он видит, что ребенок понимает и чего не понимает. Поэтому в ходе беседы он может вносить коррективы, изменить глубину и объем материала, давать дополнительные сведения. Беседу проводят в любых классах.
В обучении используются в основном беседы двух типов: катехизическая и эвристическая. Катехизическая беседа предполагает в ответах детей репродуктивную, воспроизводящую деятельность, например: «Кто автор песни (композитор)? Кто автор текста песни (поэт)? Когда написана песня? Каково содержание песни? Какие события отражены в песне? Минорная или мажорная мелодия в песне?» и т. д.
Эвристическая беседа предполагает продуктивную, творческую деятельность учащихся. Вопросы и возможные ответы строятся таким образом, что они подводят ученика к новым положениям, выводам, формируют самостоятельность рассуждений. Этот вид беседы широко используется в процессе создания проблемных ситуаций и задач.

Метки:

Закрыто.