Творчество

Для познавательной деятельности характерно творчество. Мышление зависит от всей структуры личности, а не только от тех логических операций и приемов, которые программируются при усвоении учебного материала.
Формирование проблемных ситуаций. Всякий метод обучения может быть связан с формированием проблемных ситуаций в сознании ребенка. В этом случае в педагогике говорят о проблемном обучении.
Объективно всякое обучение представляет собой проблему и для учителя, для ученика, и для общества. Любой урок, его подготовка и проведение для учителя всегда представляют проблему в логике объяснения, организации занятий, подборе дополнительного материала, стиле и форме изложения.
Для ученика также всякое обучение представляет проблему, поскольку оно знакомит его с тем, что ему было до сих пор неизвестно; ученик должен усвоить новый материал, выполнить все то, что от него требует учитель школа. Однако сложность и противоречивость познания учеником окружающего мира позволяет ему выучить содержание учебного материала, не видя в этом заучивании познавательных задач и проблемных ситуаций. И для учителя, а главное для ученика, на каждом уроке всегда попятно, что нужно запомнить, выучить; известны и способы заучивания. Поэтому субъективно в сознании ученика в процессе учебного материала может не возникать проблемных ситуаций.
Еще. Ж Руссо более двух веков назад говорил о возможности создания в сознании ученика проблемных ситуаций, которые повышают активность мыслительной деятельности ученика и приводят к более успешному изучению учебного материала.
В сознании ученика можно создать такую учебную задачу, которая вызывала бы у него активный познавательный интерес, стремление к поиску, пробуждала бы интеллектуальные чувства и переживания, связанные с ходом — решения задачи. Тогда ученик будет усваивать учебный материал ее только потому, что надо учиться, получать хорошие оценки и выполнять требования учителя, но и в силу личных интересов и стремлений к поиску и решению поставленных проблем.
В мыслительной деятельности ученика возникают проблемные ситуации, напоминающие научный поиск. Глубокую психологическую характеристику проблемных ситуаций в мышлении обучения дали А. Н. Матюшкин, М. И. Махмудов, Т. А. Ильина, И. Я. Л» р.- нар, М. Н. Скатки и др.
Формирование проблемных ситуаций в мыслительной деятельности учащегося способствует воспитанию таких качеств личности, как любознательность, сообразительность, самостоятельность, интерес к учению и стремление к творчеству.
Издавна учителя используют загадки, задачи на сообразительность, доступные шарады, которые вызывают интерес и любознательность у детей. Здесь проблемная ситуация дана в самом загадки или условии задачи, которые построены так, что неизбежно вызывают в сознании ребенка вопрос и желание ответить на этот вопрос. Загадки и задачи на сообразительность и смекалку учат умению логически правильно мыслить, находить интересную систему рассуждений на доступном и понятном для детей фактическом материале.
Однако учителю следует иметь в виду, что проблемные ситуации сами по себе недостаточны, чтобы ученики успешно усваивали учебный материал. Постановка проблемы и задач повышает интерес и познавательную активность, но нужно суметь решить проблему. Именно решение проблемы ведет к усвоению учебного материала. Решая проблемные ситуации, ученики не могут создать сверх способов изучения научных положений и теорий, а могут лишь идти путем, которым шло человечество и который зафиксирован в науке. Формирование проблемных ситуаций—один из путей организации мыслительной деятельности учащихся, который совместно с другими методами обучения помогает более успешному и рациональному изучению учебного материала.

Метки:

Закрыто.