Коммунистическая нравственность

Коммунистическая нравственность, которая воспитывается у подрастающего поколения, требует единства между нравственным сознанием и поведением, т. е. единства слова и дела. Это единство не возникает само собой, оно требует большой воспитательной работы. А. С. Макаренко в свое время указывал, что между сознанием и поступком человека имеется «канавка», которую надо заполнить такими элементами, как опыт. Поступки выражают уровень нравственной культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми. В нравственных поступках проявляется отношение к обществу, к людям, к самому себе.
Нравственное поведение школьников складывается из системы таких поступков. Нравственное поведение определяется мотивами. Побудителями нравственного поведения могут быть разные мотивы: эгоистические, индивидуалистические или коллективистические. Поэтому, чтобы судить о нравственной воспитанности школьника, о его нравственном поведении, необходимо знать, какими мотивами он руководствовался.
Нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек.
В. И. Ленин неоднократно отмечал большое значение нравственных привычек в формировании социалистических общественных отношений. Нравственные привычки, наряду с нравственными убеждениями, чувствами, входят в систему внутренних регуляторов поведения.
Нравственная привычка — это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данном действии.
Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. Так, психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что, когда человека систематически побуждают поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек—привычных способов нравственного поведения, а, превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой человека».
Воспитание нравственного поведения школьников, которое выражается в нравственных поступках и привычках, тесно связано с формированием нравственных убеждений и чувств.
Нравственное воспитание учащихся тесно связано с возрастными особенностями детёй, их индивидуальным опытом.
При определении содержания нравственного воспитания младших школьников должна соблюдаться преемственность между детским садом и школой. В школе учитель стремится закрепить все положительные нравственные представления и привычки, полученные ребятами в детском саду, семье, и на их основе осуществлять дальнейшее нравственное развитие личности.
В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков товарищей часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Только при правильном соотношении теоретических нравственных знаний и опыта разнообразных человеческих отношений, возникающих в деятельности, у школьников накапливаются практические, знания о нормах поведения и воспитывается определенная нравственная позиция.

Метки:

Закрыто.