У школьников средних классов

У школьников средних классов более высокий уровень абстрактного мышления, большая пытливость, заметно критическое отношение к себе и товарищам. У ребят этого возраста моральные понятия обогащаются рядом абстрактных признаков, становятся более определенными, устойчивыми, но все признаки нравственных понятий они еще не могут указать. Часто учащиеся подменяют одно понятие другим. Например, такое понятие, как принципиальность, путают с упрямством, а скромность подменяют понятиями тихий, несмелый.
Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания—с чувствами и волей. Дети младшего школьного возраста обладают элементами убежденности. С возрастом убеждения углубляются, делаются более стойкими. Об убежденности можно говорить только в том случае, если нравственное сознание мотивирует деятельность, побуждает школьника действовать в соответствии с усвоенными нравственными понятиями. При формировании нравственных убеждений учащихся учителя, классные руководители опираются на уже сложившийся жизненный опыт школьников и сами создают такой опыт в процессе разнообразной деятельности. Чем богаче жизненный опыт учащихся, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия.
Формирование нравственного сознания школьников, их суждений, оценок, моральных понятий всегда связано с эмоциональными переживаниями.
Нравственные чувства, переживание школьниками того, что ими усваивается, служат стимулом всей деятельности. Нравственные чувства — это эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Они зарождаются и развиваются в процессе общения людей. Чувства очень тесно связаны с нравственными знаниями и убеждением.
Коллективизм, социалистический гуманизм, советский патриотизм не только требования морали, но и нравственные чувства. Такие чувства, как любовь к Родине, советский патриотизм, чувство долга, хозяина страны, коллективизма, чести, — это чувства высшего типа, отражающие морально-политическое единство советского народа, его сплоченность в борьбе за ^победу коммунизма.
Воспитание нравственных чувств не является изолированным процессом. Чувства возникают и развиваются на основе потребностей человека, его переживаний, морального просвещения. Воспитание нравственных чувств у подрастающего поколения требует специальной работы со стороны воспитателей, специфических приемов и методов воздействия, организации жизни и деятельности детского коллектива.

Метки:

Закрыто.