Успех этической беседы

Успех этической беседы зависит от отношения детей к предлагаемой теме, от желания принять участие в обсуждении отдельных

фактов из жизни класса, правильно их оценить. Поэтому учителя при подготовке к программной беседе рекомендуют ребятам

прочитать определенный рассказ, заметку в газете «Пионерская правда», вспомнить содержание кинофильма, связанного с темой

беседы, т. е. учитель психологически готовит класс к разговору на этическую тему.
Этическая беседа проводится индуктивным и дедуктивным путем. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких,

конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий.

Но уже в начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к

ярким фактам и к более углубленным выводам.
Среди форм и методов нравственного воспитания в практике широко используется рассказ на этическую тему, яркое, эмоциональное

изложение конкретных фактов. С помощью рассказа школьники пополняют свои знания о моральных понятиях, обогащают нравственный

опыт поведения опытом героев рассказа, ‘ учатся с новых позиций оценивать личное поведение и жизнь классного коллектива.

Рассказ на этическую тему по сравнению с этической беседой имеет больше возможностей воздействовать на эмоциональную сферу

ребенка.
Рассказ по своему содержанию должен быть близок жизненному опыту детей, понятен им. Используя рассказ на этическую тему в

нравственном воспитании учащихся, учитель предусматривает место и обстановку его проведения. Рассказ уместен на сборе

октябрятской группы, звездочки, пионерского звена. Особенно хорошо использовать рассказ во время прогулки в лес, при встрече

с героями войны и труда. Особенность рассказа состоит в том, что часто после него, если он затронул эмоциональную сферу

ребенка, делать вывод сразу и не надо. Обычно рассказ на этическую тему включает положительный пример.
Экскурсия. Экскурсии с учащимися проводятся в ходе учебных занятий и в процессе деятельности октябрятской группы и

пионерского отряда. Подготовка к экскурсии связана с различными видами деятельности школьников, которая пронизана

нравственными отношениями.
Тематика экскурсий очень разнообразна. Ребята участвуют в экскурсиях «Новостройки района», «Труд наших родителей», «По

заветам Ленина», «Трудовая слава завода». Очень популярны экскурсии в музеи боевой славы колхозов и совхозов, заводов и

фабрик.
Каждая такая экскурсия связана с трудом советских людей, с примерами героического служения советскому народу. В ходе

экскурсии ребята глубже понимают и осознают такие нравственные понятия, как героический труд, коллективизм, заботливость,

товарищеская солидарность и др.
Чтобы экскурсия была нравственно ценной, учителя создают в коллективе эмоциональный психологический настрой, распределяют

между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Результаты

экскурсии ребята оформляют на стендах, в специальном выпуске стенной газеты.
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных

групп. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию —

природе.
Нравственное воспитание связано со всеми сторонами коммунистического воспитания. Особенно нравственное воспитание тесно

связано с трудовым. Школа воспитывает у каждого ученика не только осознанную потребность в труде, но и высокую куль — туру

труда, поведения, умения правильно на основе моральных принципов строить отношения в трудовом коллективе.

Метки:

Закрыто.