Инструкции педагога

При целостной инструкции педагог говорит детям, как можно разнообразить, варьировать способы действий, поощряет их инициативу. Например, детям дается задание сделать тележку из плотной бумаги: педагог показывает конструкцию в готовом виде предлагает подумать, как можно ее изготовить, вспомнить, на какие работы, выполненные детьми раньше, похожа тележка, что является новым в этой работе. Таким образом, дети самостоятельно, при направляющей роли воспитателя, выбирают способы выполнения задания.
Для активизации познавательной деятельности детей воспитатель и музыкальный руководитель используют различные приемы: вопросы к детям, сравнения, организацию элементарной поисковой деятельности. («Почему вы думаете, что на этой картинке изображена осень?», «Как вы отгадали, что в загадке идет речь о радуге?», «Что произойдет со снегом, когда мы его внесем в помещение?») В поисках ответа на поставленные вопросы дети опираются на свой практический опыт. Если они затрудняются, педагог побуждает их к размышлению, наблюдению, сравнению.
Пользуясь приемом сравнения, воспитатель в процессе наблюдения учит детей выделять характерные особенности внешнего вида предметов, живых объектов, находить сходство и различие между ними. Этот прием использует и музыкальный руководитель, предлагая сравнить различные по характеру музыкальные пьесы или части пьес, например, в музыкальных играх «Медведь и зайцы», «Автомобиль и воробьи» и др. Вначале такое сравнение возможно только при одновременном рассматривании двух предметов или живых объектов или при слушания последовательно двух разных по характеру пьес или их частей. Позднее дошкольники могут находить сходство или различие при обследовании одного объекта на основе представления о сравниваемом с ним. Сравнительные наблюдения позволяют сделать заключения не только о внешнем сходстве или различии, но и установить некоторые закономерности, вытекающие из них. Например, при сравнении стрекозы и бабочки дети устанавливают, что их внешний вид зависит от способов питания: «У бабочки есть хоботок, а у стрекозы нет, потому что бабочка пьет сок из цветов, а стрекоза ловит на лету мух». Сравнивая разные по характеру музыкальные пьесы, дети устанавливают, что звуки бывают разные по высоте — высокие и низкие.
С целью формирования познавательной активности организуется элементарная поисковая деятельность детей: перед детьми ставятся познавательные задачи, которые затем решаются в процессе активного наблюдения, участия малышей в элементарных опытах, эвристических беседах. Например, в морозный день педагог спрашивает детей: «Как вы думаете, можно сегодня слепить снеговика? Почему нельзя? Что надо сделать со снегом, чтобы из него можно было лепить?» Чтобы ответить на эти вопросы, дети рассматривают снег, пробуют слепить снежки, высказывают свое мнение, почему это трудно сделать. Затем вносят снег в помещение и снова лепят из него. На основании проведенных наблюдений и эксперимента дети приходят к выводу, что свойства снега зависят от температуры воздуха.

Метки:

Закрыто.