Методы научно-педагогических исследований

Методы научно-педагогических исследований. Все методы исследования условно можно разделить на теоретические и практические. Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Практические методы: изучение реального педагогического процесса в естественных условиях (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей); изучение педагогического процесса в измененных условиях — педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.
Теоретические методы педагогического исследования. Любое
исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но независимо от характера возникновения проблемы, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования.
Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя в литературе, историческом наследовании, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения.

Метод  моделирования – наглядно – образная характеристика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью
матриц, символов, математических формул.
Причинно — следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность-это такая связь явлений, при которой явлениё-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта- причинности. Выявление анализ и объяснение этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого  явления, сделать правильные выводы.
Практические методы исследования. Педагогические наблюдения —   непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, как долго, какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно вести наблюдение, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно следственные связи в наблюдаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.

Метки:

Закрыто.