Наблюдение в педагогике

В ходе наблюдения собираем факты их можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографировать, производить киносъемку.
Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени — непрерывные, опосредованные. Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности исследуемых. При включенном наблюдении складываются естественные отношения, в возникающих явлениях нет налета искусственности.
В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Скрытое наблюдение позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдении такта.
Беседы, анкетирование, интервью. Беседа  вопросно-ответная форма диалогической речи. Беседа, проводимая по специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений. Эффективность беседы зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать. Наиболее целесообразно использовать магнитофон — или диктофон, которые не отвлекают в ходе беседы. Интервью, по существу, разновидность бесед. В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально спроектированной воображаемой ситуации: «Как бы вы поступили, если бы…»
Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При анкетировании необходимо знать и соблюдать следующие требования:

  • тщательный подбор точных и корректных вопросов, наиболее полно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
  • использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы, определить их правдивость;
  • однозначность задаваемых вопросов и отсутствие подсказки в их формулировке;
  • использование открытых (когда опрашиваемый может высказать свое собственное мнение) и закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов);
  • проверка подготовленной анкеты на небольшом количестве испытуемых и внесение необходимых коррективов.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие анкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оценить всех членов группы по ряду нравственных показателей:

справедливый

5 4 3 2 1 несправедливый
добрый 5 4 3 2 1 недобрый.

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет: “C кем бы ты хотел быть в одном звене (в первую очередь, вторую и т. д.)?” и т. п. Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими методами.

Метки:

Закрыто.