Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, возникает необходимость проверить те или иные предположения, возникнувшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, проверить предлагаемую методику, содержание работы. С целью решения этих задач организуется педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия протекания явления или процесса, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях. Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические явления, уточняющим’ когда проверяется гипотеза, преобразующим (созидательным), когда на основе констатации и теоретического осмысления выявляются новые педагогические явления и проверяется их истинность. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной исследователем модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Таким образом, педагогическое исследование осуществляется в следующей последовательности; выявление. И формулировка проблемы, изучение истории и современного состояния данной проблемы в науке, изучение состояния проблемы в практике, анализ и обобщение полученных результатов, и построение на их основе гипотезы—предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы. Разработка методики проверки гипотезы, проведение педагогического эксперимента на основе разработанной методики, анализ полученных результатов и формулировка выводов и теоретических положений, литературное оформление результатов исследования.

Обобщая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что педагогика является полноправной наукой среди других научных дисциплин. Она имеет свой специфический предмет исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования.

Метки:

Закрыто.