Принцип прочности обучения

Принцип прочности обучения. В процессе обучения достижение прочности знаний становится результатом действия многих факторов, среди которых важнейшими являются педагогическое мастерство, желание ребенка учиться, его работоспособность, трудолюбие.
Для прочности усвоения и сохранения учебного материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни ученика. Например, ученик может считать ненужными для себя некоторые учебные предметы. Такая установка ведет к поверхностным, непрочным знаниям. И наоборот, интерес к учебному предмету, например музыке, ведет к более глубокому и прочному изучению материала.
Можно выделить следующие важные положения, которые составляют основное содержание принципа прочности обучения:
1. Выделение главного в данном учебном материале. Главная мысль отражает существенные особенности учебного материала, выражает основные положения, которые подчиняют себе другие части учебного материала. Можно значительно углубить понимание учеником учебного материала за счет выделения на уроке логически ясных и понятных главных мыслей и положений. Этот принцип успешнее помогает заниматься музыкой. Школьник не всегда умеет разделить музыкальное произведение на составляющие его части. Ученику труднее усвоить учебный материал, если он запоминает все подряд, не разделяя главное и зависимое или вовсе второстепенное.
Учитель, постоянно стремиться к тому, чтобы дети понимали главную мысль в системе объяснения.
2. Связь главной мысли с имеющимися у ребенка знаниями. Главное должно быть связано с тем, что ученик знает по изучаемому вопросу. В противном случае главное положение становится изолированным и теряет субъективную значимость в мыслительной деятельности ученика. Для того чтобы в содержании урока выделить главную мысль, нужно придать определенный порядок тем знаниям, которые имеются у детей по данной теме.
3. Формирование материалистических взглядов и убеждений, чувств и эмоций. Знания должны быть включены в систему взглядов и убеждений ученика, тогда они становятся внутренним достоянием ребенка, и он не забывает их. Свое мировоззрение, взгляды, убеждения нельзя забыть, они создают основу для поведения и деятельности.
‘ Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями школьника. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживания, успеха, добра, любви, то знания надолго сохраняются в памяти.
4. Включение изучаемых явлений в практическую деятельность учащихся. Если знание учебного материала связано с практическими действиями и упражнениями, то оно надолго закрепляется в памяти. Знания, включенные в практическую повседневную деятельность ребенка, систематически воспроизводятся и потому прочнее закрепляются.
Верна народная пословица: «Повторение — мать учения». Однако в современной школе повторение не должно быть механическим, только ради того, чтобы запомнить. Повторение дож — ■ но добавлять элементы нового в логике усвоения знаний. Повторение систематизация знаний, их обобщение, углубление, связь с личным опытом ученика.
Принцип индивидуализации обучения. В современных условиях обучения изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретают все большее * значение.
1 Большое влияние на различия в поведении и умственной деятельности школьников оказывают» высшей нервной деятельности и темперамента.
Запас знаний у. Детей, поступающих школу, становится все более неодинаков как по объему, так и по глубине. Всё более становится мотивация учения.
Знания в реальном процессе обучения усваиваются индивидуально каждым учеником. В условиях жизни маленьких детей много сходного, поэтому больше общего в их психическом развитии. С каждым годом накапливается жизненный опыт», который неодим у детей, что к различиям в индивидуальном Знание общий особенностей детей данной группы или возраст позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик — мог усвоить учебный материал. Индивидуальные различия будут лишь ускорять или замедлять выполнение учебой задачи. деятельности, в отношении к учителю, в чертах характера, определяющих, общительность и положение особенностей
наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые намеченному плану, дополнительные учебные способов рассуждений ученика, специальные задания, связанные с положением ребенка в коллективе, с, опираться на его положительные, ученику. Степень влияния индивидуальных особенностей на процесс обучения также определяет характер индивидуального.

Закрыто.