Проверка и оценка знаний, навыков и умений учащихся

Функции проверки и оценки знаний, навыков и умений учащихся. Для того чтобы определить сущность проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала, необходимо рассмотреть функции проверки и оценки знаний. Еще 25—30 лет тому назад по-настоящему существенное развитие в практике работы школ получила контролирующая, собственно-проверочная функция. С помощью проверки и оценки знаний, навыков и умений учитель выявлял уровень усвоения учебного материала, сравнивал его с требованиями, заданными учебной программой. Это давало возможность дальнейшего продвижения в изучении программного материала.
На рубеже 60-х годов большую роль стала приобретать обучающая функция проверки и оценки учения школьников. Значение «этой функции и ранее осознавалось лучшими учителями, но новые возможности учебного процесса {использование технических средств обучения) позволили ее активизировать. Сущность обучающей функции проверки и оценки учения школьников состоит в том, что в ходе нее и учитель, и учащиеся получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Учитель получает информацию о том, что и как знает и умеет ученик или все учащиеся. Это дает ему основание для изменения или уточнения познавательной деятельности школьников. Через ошибки учащихся учитель видит недостатки своей работы, совершенствует методику преподавания.
Учащиеся в ходе проверки и оценки их знаний, навыков и умений осознают, что они знают хорошо, а что плохо, над, чем следует работать. Однако самооценка у учащихся не всегда бывает адекватной, поэтому им кажется, что оценка учителя занижена, так как они учили заданный материал. Очень важно в этом случае давать качественную характеристику учения школьников, обоснованно указывая на положительные и отрицательные стороны ответов учащихся, их деятельности и ее результатов.
Велико воспитательное значение проверки и оценки учения школьников. В младших классах с помощью правильной оценки учебной деятельности у учащихся формируется правильное отношение к учебе, школе. Оценка действует на ученика эмоционально, особенно в первые дни ребенка в школе. Она может повлиять на развитие волевых качеств школьника, повысить у него ответственность, дисциплинированность и другие нравственные качества. Кроме того, оценка влияет на характер взаимоотношений детей в коллективе, отношение к ним взрослых.
Очень важной функцией проверки и оценки знаний, навыков и умений является развивающая функция.

Метки: , , , , , , , ,

Закрыто.