Биологизаторские теории

Биологизаторские теории, выдвигаемые многими буржуазными педагогами, считают наследственности решающим фактором развития человека; такие качества человека, как мышление, память, чувства, способности, есть развертывание биологической наследственной программы человека. Его достоинства и пороки фатально обусловлены этой программой. Эти теории обретают политический смысл в условиях общества, оправдывая агрессивность человека, чувство подавленности, индивидуализма. Инстинкты становятся движущей силой формирования личности.
Инстинкт смерти — творцы всей совокупности качеств личности человека. Подобные теории в буржуазном обществе уводят трудящихся от классовой борьбы за свои права, порождают неверие в возможности коренного изменения социальных условий жизни и воспитания нового человека. Биологизаторские концепции формирования личности несостоятельны и антинаучны.

Другие концепции объясняют процесс формирования личности влиянием неизменной социальной среды. Например, в обездоленной среде рабочих нет полноценной личность, и, наоборот, в условиях привилегированной, богатой семьи ребенок получает доступ к науке, литературе, искусству становится образованным и культурным. Эта теория оправдывает разделение  людей на имущих, неимущих, богатых и бедных, оправдывает эксплуатацию трудящихся в капиталистическом обществе, принижает уровень образования для рабочих и крестьян.

Некоторые теории уводят ребенка от общественных отношений в мир индивидуальных, субъективных переживаний и чувств. Главное
в воспитании и образовании утверждают, например, экзистенциалисты, найти самого себя, забыть о требованиях общества, искать счастье в утверждении собственного “ я ”.

Метки:

Закрыто.