Игра

Игра — самостоятельная деятельность. Если бытовая, трудовая, учебная деятельность, как правило, организуется по инициативе и побуждению взрослых, то игру ребенок начинает сам. Он сам намечает тему игры, развивает ее сюжет, устанавливает роли и правила в игре.

Игра— средство всестороннего развития детей. А. М. Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Общаясь друг с другом в игре, делясь своими представлениями, дети обогащаются знаниями. Играя с игрушками, предметами, песком, снегом, дети осваивают их свойства и качества. В игре развивается речь ребенка, активизируется словарь, отрабатывается выразительность речи. Для умственного развития создаются специальные дидактические (обучающие) игры.

Музыкальные игры развивают эстетическое восприятие детей, движения под музыку заставляют детей слушать музыку, различать ее темп, характер. С музыкальными играми входят в жизнь детей русская народная хороводная песня, музыкальные произведения классиков, советских композиторов. Эстетическому воспитанию служат игры с яркими, художественно оформленными игрушками.

Но особенно велика роль игры в нравственном воспитании, прежде всего в воспитании коллективизма. В игре дети вступают в реальные и игровые взаимоотношения. Реальные — это те взаимоотношения, которые необходимы для организации игры: дети самостоятельно договариваются о теме и сюжете игры, распределяют роли, устанавливают правила, контролируют их выполнение. В самостоятельном регулировании взаимоотношений состоит главная ценность игры. В игре дети вступают и в игровые взаимоотношения, соответствующие выполняемым ими ролям, и таким образом упражняются в той или иной форме поведения.

Являясь самостоятельной деятельностью, игра способствует развитию у детей таких качеств личности, как активность, инициативность, деловитость, ответственность перед коллективом. А. С. Макаренко подчеркивал, что хорошая игра похожа на хорошую работу, что в хорошей игре всегда есть рабочее усилие и усилие мысли, игра несет радость творчества. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутренним побуждениям, что и формирует личность.

Игра — форма организации жизни детей. В игре ребенок проводит большую часть своего времени бодрствования. В детском саду должны быть созданы такие условия, чтобы ребенок имел возможность жить в игре: младших надо учить играть, старшим — предоставить время, место и оборудование, необходимые для самоорганизованной игровой деятельности.

Метки:

Закрыто.