Одна из задач сенсорного воспитания

Одна из задач сенсорного воспитания — формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны — это образцы, которые были выработаны в процессе общественно- исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в звучании нот. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с эталонами и называет цвет, форму, величину предметов, пространственное расположение их.
Обучение обследованию производится с учетом возраста детей: младшим даются предметы, более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; мелодии простые, с контрастной силой звучания, высотой звуков, темпом исполнения разных частей. Старшие дети рассматривают и анализируют все окружающие их предметы, выделяют большое количество свойств и качеств (цвет, форму, вес, твердость, фактуру материала и др.); для определения характера произведения им даются более сложные мелодии, ритмические рисунки, менее заметные переходы от одного темпа к другому, что заставляет детей вслушиваться в исполнение музыкального произведения.

Дети, с которыми последовательно проводится работа по обучению обследованию, выделяют и называют большее количество признаков обследуемых объектов. Это и есть та аналитическая деятельность ребенка, которая позволяет ему в будущем глубже вглядываться в предметы и явления, замечать их существенные и несущественные стороны, видоизменять их в нужном направлении.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению с окружающим, особенно с природой. Воспитатель на прогулке останавливает детей и предлагает им послушать, какие звуки слышны вокруг, организует с ними игру «Кто услышит больше звуков?». Зрительные ощущения развиваются в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы: какого цвета небо, облака, радуга? Каких разных оттенков листья и т. п.?
Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
Развитие речи. Одна из главных задач детского сада — развитие речи. Дошкольники овладевают устной речью — важнейшей формой речевого общения. Формирование его начинается с понимания детьми речи взрослого, выражения отдельными словами или короткими фразами своих просьб, желаний, элементарных мыслей. Затем формируется диалог, когда ребенок способен ставить вопросы перед собеседником, высказывать свои суждения в ответ на поставленные вопросы. Наиболее сложным видом речевой деятельности является монологическая речь, когда ребенок передает в рассказе какое-то связное содержание.
Для овладения связной речью необходимо, чтобы ребенок владел звуковой культурой речи, имел достаточный словарный запас, освоил грамматический строй родного языка. Задачи развития речи дошкольников решаются как на всех занятиях, в том числе и музыкальных, так и в повседневной жизни.

Метки:

Закрыто.