Жизненный опыт

Это объясняется индивидуальными особенностями личности воспитуёмого, его жизненным опытом, наличием нравственных знаний, навыков и умений поведения, полученных не только в школе, но и в семье, и в окружающей ученика среде. Поэтому воспитатель при организации воспитательного процесса должен учитывать всю совокупность воспитательных влияний, их взаимосвязь, особое внимание, обращая на те факторы, которые могут оказывать отрицательное воздействие па, подрастающее поколение.
В воспитательном процессе школьники вступают в систему самых разнообразных отношений. К. Маркс в свое время писал, что действительное богатство человека «зависит от богатства его действительных отношений». Отношения отражают связи личности с окружающей действительностью. Чтобы глубже вникнуть во внутренний мир ребенка, необходимо постоянно анализировать те отношения, в которые он вступает в процессе активной и разнообразной деятельности. Задача воспитателей заключается в том, чтобы в ходе «воспитательного процесса целенаправленно и сознательно воздействовать на складывающиеся отношения воспитанников. А. С. Макаренко указывал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди. Них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка»1. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагоги постоянно имеют дело с отношениями и именно отношения составляют истинный объект нашей педагогической работы. Эта мысль высказывается и Н. К. Крупской, которая говорила, что воспитание нового человека есть, прежде всего, формирование новых отношений между людьми. В педагогике отношения рассматриваются как проявления позиции личности к Родине, к народам других стран, к труду, коллективу, самому себе. Наиболее значимыми для воспитания личности являются нравственные отношения, которые характеризуют гражданственность, социально активную позицию формирующейся и развивающейся личности ребенка.
Отношения проявляются в разнообразных поступках и действиях ребенка. Проявление отношений тесно связано с организацией деятельности школьников. Именно в деятельности происходит приобщение учащихся ко всем материальным и духовным ценностям общества. Деятельность помогает воспитать взгляды, систему суждений и оценок. В деятельности проявляются и формируются способности ребенка, его творческая активность. Поэтому воспитательный процесс предполагает организацию целенаправленной, содержательной деятельности учащихся.

Метки:

Закрыто.